ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 
Цель: Оценить степень выраженности ранних лучевых реакций и первые результаты лечения методом протонной терапии пациентов с плоскоклеточным раком головы и шеи.
Материал и методы: С января 2019 г. по март 2022 г. протонную терапию на протонно-циклотронном комплексе ProteusPlus235 получили более 1400 пациентов. Поиск пациентов осуществлялся в базе данных пациентов, получивших протонную терапию по поводу онкологических заболеваний в системе ФМБА России. В исследование включены 62 пациента с подтвержденным плоскоклеточным раком. Критерий показаний к включению: проведение протонной терапии в режиме пятидневного фракционирования с РОД 2 Гр, СОД 50 Гр на зоны локорегионарного лимфатического коллектора и СОД 60–70 Гр на область первичного опухолевого очага и зон высокого риска, возрастная группа от 18 до 78 лет. В соответствии с классификацией МКБ10 — 35 пациентов имели диагноз C00–C14 «Злокачественные новообразования губы, полости рта и глотки» (56,4 %), 27 пациентов С30–С32 «Злокачественные новообразования верхних органов дыхания» (43,5 %).
Результаты: Оценка отдаленных результатов лечения и степени выраженности лучевых осложнений нуждается в системном и единообразном подходе и является предметом дальнейших исследований, наряду с разработкой оптимальных моделей пациентов для лечения методом протонной терапии тонким сканирующим пучком.
Заключение: Протонная самостоятельная лучевая и химиолучевая терапия продемонстрировали тенденции к снижению или сопоставимую частоту и выраженность лучевых реакций по сравнению с конвенциальной фотонной терапией. В связи с этим решение о выборе метода лечения должно быть основано на оценке клинической эффективности, безрецидивной и бессобытийной выживаемости, что является предметом дальнейших научных исследований.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА 
Актуальность: Своевременное выявление и оценка распространенности нейроэндокринных опухолей поджелудочной железы (НЭО ПЖ), визуализация наличия соматостатиновых рецепторов наравне с морфологическими характеристиками принципиально влияет на тактику лечения и отдаленный прогноз. Доступная в последние годы диагностика НЭО ПЖ методом ПЭТ/КТ с 68Ga-DOTATATE изучена недостаточно.
Цель: Оценка эффективности ПЭТ/КТ с 68Ga-DOTATATE в стадировании и выявлении рецидивов НЭО ПЖ в сравнении с рутинными методами лучевой диагностики.
Материал и методы: ПЭТ/КТ с 68Ga-DOTATATE выполнена у 55 пациентов с диагнозом НЭО ПЖ. Изучена информация о проведенном ранее лечении, а также заключения, проанализированы и изображения МСКТ и МРТ, выполненных не ранее, чем за 2 мес до ПЭТ/КТ. У всех пациентов подсчитаны очаги патологического накопления 68Ga-DOTATATE (ОПН), определены как их общее число, так и их распределение по различным органам и анатомическим зонам. Число ОПН, выявленных при ПЭТ/КТ, сравнивалось с числом метастазов, обнаруженных при МСКТ и МРТ. Верификация ОПН проводилась путем отслеживания динамики на повторных ПЭТ/КТ, а также гистологического исследования операционного материала, полученного при удалении опухолевых очагов после ПЭТ/КТ.
Результаты: Из 55 пациентов ОПН выявлены у 48 (87,3 %). При МСКТ и МРТ метастазы отмечены у 36 пациентов (65,5 %). ПЭТ/КТ с 68Ga-DOTATATE по сравнению с предшествовавшими МСКТ и МРТ помогла выявить дополнительно 12 человек с опухолевыми очагами. Локализация опухолевого процесса на ПЭТ/КТ полностью совпала с МСКТ и МРТ у 21 человека. У 5 пациентов злокачественный процесс при ПЭТ/КТ выявлялся в тех же анатомических зонах или лимфоузлах, что и при МСКТ и МРТ, но в этих зонах было выявлено больше опухолевых очагов. У 7 больных при ПЭТ/КТ регистрировались отдалённые метастазы в лёгкие, малый таз, кости, которые не были выявлены ранее. Вторичное изолированное поражение печени выявлено при МСКТ и МРТ у 10 пациентов. На ПЭТ/КТ у 3 из них выявлены дополнительные метастазы в лимфоузлы и кости. Вторичное поражение лимфоузлов при ПЭТ/КТ зарегистрировано у 24 пациентов, при МСКТ и МРТ — у 13 (поперечник не менее 10 мм). По данным МСКТ и МРТ метастазы выявлялись только брюшной полости у 34 человек. Данные ПЭТ/КТ совпали у 20 (58,8 %) из них. У 14 пациентов (41,2 %) выявлены дополнительные очаги в печени, лимфоузлах, полости малого таза, костях. Метастазы в лёгких выявлены при МСКТ и ПЭТ/КТ только в одном случае. Вторичное поражение костей при ПЭТ/КТ отмечено у 8 пациентов, при КТ и МРТ — у 2. У 4 пациентов выявлены первично-множественные нейроэндокринные опухоли других локализаций (тонкая, толстая кишка, почка), а у 4 пациентов — множественные НЭО ПЖ.
Вывод: ПЭТ/КТ с 68Ga-DOTATATE вносит существенный вклад в оценку распространённости НЭО ПЖ, позволяет оптимизировать тактику противоопухолевого лечения.
Оценка эффективности терапии костных метастазов является актуальной проблемой для пациентов с кастрационно-резистентным раком предстательной железы (КРРПЖ), в основном из-за связи между метастазами в костях, выживаемостью и качеством жизни, что напрямую зависит от правильной интерпретации результатов ответа на лечение. Известно, что у некоторых пациентов может наблюдаться разнонаправленный терапевтический эффект в виде положительного ответа для одних костных метастазов и прогрессированием для других. Кроме того, в настоящее время существует множество новых терапевтических препаратов с различным профилем действия и часто чрезвычайно дорогих, поэтому важно быстро распознать, имеет ли место истинное или псевдо-прогрессирование заболевания, и это более очевидно у пациентов, включенных в клинические исследования с фиксированными протоколами, часто требующими рентгенографической оценки на раннем этапе после начала лечения. Следовательно, использование дополнительных методов визуализации в клинической практике наряду с оценкой ПСА сможет улучшить раннее прогнозирование исхода и контролировать реакцию на терапию у пациентов с метастатическим КРРПЖ, оптимизируя использование этого дорогостоящего лечения.
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА 
Введение: Метастазы папиллярного рака щитовидной железы (ПРЩЖ) в лимфатические узлы шеи при ультразвуковой визуализации имеют три разновидности: отсутствие ультразвукового отображения, наличие начальных критериев или типичных критериев.
Цель: Разработать начальные ультразвуковые крите0рии метастазов папиллярного рака щитовидной железы в лимфатические узлы шеи.
Материал и методы: Изучено три группы лимфатических узлов шеи у больных ПРЩЖ. Первая группа — 4307 узлов без ультразвукового изображения, но по гистологическим данным в части из них выявляли метастазы. Вторая группа — 242 метастаза в лимфоузлах. Третья группа — 17 метастазов с начальными признаками. Ультразвуковая диагностика выполнялась на ультразвуковых приборах традиционного ряда, широко используемых в клинической практике. Наличие метастазов во всех трех группах подтверждено гистологическими и цитологическими данными.
Результаты: Среди 4307 лимфатических узлов, локализовавшихся в клетчатке VI уровня и удаленных с профилактической целью, по гистологическим данным в 961 (22,3 %) имелись метастазы. Ультразвуковой метод не позволяет визуализировать эти лимфатические узлы и диагностировать метастазы. Типичными критериями метастаза являлись: дополнительное объемное образование в жировой клетчатке шеи; локальная деформация клетчатки; соотношение глубины к ширине более 0,5; отсутствие дифференциации коркового и мозгового слоев; преобладание тканевой природы; аваскулярный характер; наличие кальцинатов. При экстранодальном росте выявлялись изменение формы, контуров, распространение метастаза в прилежащую жировую клетчатку, мышцы, сосуды. Начальными проявлениями метастаза являлось дополнительное объемное образование, выявляемое в структуре лимфатического узла, которое замещало часть коркового и мозгового слоев и было представлено гиперэхогенной тканью, либо являлось полостью с жидкостью или сочеталось c наличием ткани и жидкости, появлялись микрокальцинаты. Образование имело круглую или овальную форму. Экстранодальный рост в начальных метастазах отсутствовал. Размеры образования составляли 0,5–0,7 см.
Вывод: Ультразвуковой метод позволяет обнаружить метастазы с начальными признаками и выполнить биопсию.
Изучены данные эхографии 210 верифицированных на операции и при гистологическом исследовании липом, в том числе 182 (86,7 %) инкапсулированных и 28 (13,3 %) диффузных. Выделены четыре возможных ободка по периферии образований. Определены морфологическая природа этих акустических проявлений и частота их встречаемости. Истинная фиброзная капсула визуализировалась у 39 (18,6 %) липом. Эластография не улучшала её дифференциацию, более чётко показывая границы образований.
КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ 
Цель: Оценить влияние ранее проведённой лучевой терапии на успешное применение субментального лоскута для замещения дефектов полости рта.
Материал и методы: В исследование были включены 52 пациента, которым в период с февраля 2015 по январь 2021 года была проведена реконструкция дефектов полости рта с использованием субментального лоскута. Лучевая терапия была проведена 13 пациентам в предоперационном периоде в разные сроки и в разных дозах.
Результат: С февраля 2015 г. по август 2021 г. 52 пациентам использовали субментальный лоскут для замещения дефектов полости рта после хирургического лечения рака слизистой оболочки полости рта. 13 пациентам была проведена лучевая терапия против 39, которые не проходили курс лучевой терапии. В 11 случаях был отмечен частичный некроз лоскута, из которых трем больным была проведена лучевая терапия в радикальной дозе в предоперационном периоде. В двух случаях было отмечено расхождение швов в полости рта — по одному случаю в каждой группе, которые не требовали хирургического вмешательства и эпитализировались консервативным лечением. У двух пациентов, которым провели лучевую терапию, образовался свищ, сообщающийся с полостью рта и шеей и закрывшийся консервативным лечением. Парез краевой ветви лицевого нерва наблюдался у трёх пациентов — один в группе с лучевой терапией, остальные без лучевой терапии в анамнезе. Ни в одной группе не наблюдался тотальный некроз.
Заключение: Оценена частота возникновения осложнений со стороны реципиентной и донорской зоны. Оценен эффект влияния предоперационной лучевой терапии на осложнения, связанные с лоскутом и донорской ложей. Таким образом, предоперационная лучевая терапия не является противопоказанием применения субментального лоскута для замещения дефектов полости рта с относительно приемлемыми осложнениями. Подподбородочный лоскут прост в заборе и является надёжным, универсальным лоскутом для замещения дефектов полости рта.
Обширная резекция печени и желчных протоков с формированием различных видов билиодигестивных анастомозов на сегодняшний день остается единственным радикальным методом лечения рака проксимальных отделов внепеченочных желчных протоков, позволяющим добиться наибольшей отдаленной выживаемости пациентов. Однако, даже при условии микроскопически радикальной (R0) операции, частота локальных рецидивов в области сформированных гепатикоэнтероанастомозов крайне велика и может достигать 50–76 %. Одним из возможных путей снижения этого показателя и улучшения результатов хирургического лечения с возможным последующим увеличением периода безрецидивной и общей выживаемости является применение на предоперационном этапе эндобилиарной фотодинамической терапии (ФДТ). Приведен собственный первый опыт выполнения эндобилиарной ФДТ перед хирургическим этапом лечения в объеме левосторонней гемигепатэктомии с резекцией внепеченочных желчных протоков и формированием гепатикоэнтероанастомоза на отключенной по Ру петле тонкой кишки по поводу морфологически верифицированной опухоли Клацкина.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Рассмотрены особенности интерпретации и практического использования более 100 радиологических терминов. Показано, что во всех трех направлениях медицинской радиологии (лучевая диагностика, ядерная медицина и лучевая терапия) существует целый ряд терминов, не отвечающих требованиям, которые предъявляются к научным терминологическим системам. Эти термины не отвечают критериям однозначности, адекватности терминируемому понятию, системности, краткости и соответствия нормам русского литературного языка, особенно при прямом копировании соответствующих англоязычных терминов. При этом важно обеспечить правильную и однозначную интерпретацию терминов не только профессионалами в области медицинской радиологии, но и специалистами в смежных областях знаний. Представлен краткий словарь сложных для однозначного понимания радиологических терминов, который содержит некоторые наиболее часто используемые ошибочные термины в данной области, разъяснения соответствующих понятий и правильные, по версии авторов, терминологические решения.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
Описан клинический случай первичного неоперабельного плоскоклеточного рака грудного отдела пищевода с метастазами в медиастинальные и левые надключичные лимфатические узлы. Больной проведено 4 курса индукционной химиотерапии (ХТ) в режиме доцетаксел, цисплатин, 5-фторурацил с последующей одновременной химиолучевой терапией (ХЛТ) и брахитерапией (БТ) на первичную опухоль. У пациентки был зарегистрирован полный ответ без признаков заболевания в течение 20 мес. после завершения терапии. Наиболее характерной особенностью данного клинического случая является то, что применение брахитерапии в комплексном лечении позволяет увеличить дозу в мишени, достичь полной регрессии первичной опухоли без увеличения риска осложнений, связанных с эскалацией дозы облучения. У большинства больных рак пищевода (РП) диагностируется на III–IV стадиях заболевания. Плоскоклеточный РП является агрессивным заболеванием, который в зависимости от распространенности требует различных методов лечения, поиск оптимального из которых до сих пор продолжается. Основным стандартом лечения у неоперабельных пациентов плоскоклеточным РП является проведение самостоятельной ХЛТ. Стандартная доза дистанционной лучевой терапии (ДЛТ) при плоскоклеточном РП составляет 50,4 Гр. В проведенных исследованиях было показано, что эскалация дозы на опухоль с помощью ДЛТ для улучшения локального контроля опухоли приводит к увеличению тяжелых постлучевых повреждений, увеличению частоты летальных исходов и снижению показателей общей выживаемости. Сочетание ХЛТ и БТ на ложе первичной опухоли в лечении больных неоперабельным РП показало свою эффективность. Этот режим лечения может обеспечить длительную безрецидивную выживаемость.
В работе представлено редкое клиническое наблюдение — асцит у больного диссеминированной нейроэндокринной опухолью (НЭО) G1 (Ki-67 2 %) тонкой кишки, неожиданной причиной развития которого явилась ятрогенная мезентериальная артериопортальная фистула. Перенесший паллиативную резекцию тонкой кишки пациент готовился к проведению первого сеанса трансартериальной химиоэмболизации (ТАХЭ) печени, когда по данным УЗИ и МРТ в брюшной полости была обнаружена свободная жидкость. Все наиболее вероятные причины асцита (отсевы опухоли по брюшине, правожелудочковая сердечная недостаточность как проявление «карциноидного сердца», портальная гипертензия компрессионной природы вследствие сдавления ветвей воротной вены опухолевыми узлами или эластического фиброза сосудов) были последовательно отвергнуты. Случайной находкой при ангиографическом исследовании оказалось патологическое соустье между одной из ветвей верхней брыжеечной артерии и верхней брыжеечной веной, возникшее после резекции тонкой кишки и явившееся причиной портальной гипертензии, проявляющейся асцитом. Фистула была окклюзирована металлическими спиралями, после чего свободная жидкость перестала определяться, и больному были проведены запланированные сеансы ТАХЭ печени с эффектом.
ISSN 2713-167X (Online)