ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 
Цель: Провести количественную оценку качества планирования дистанционной составляющей терапевтического облучения 102 онкологических больных раком тела матки (РТМ) для трех технологий дистанционного облучения, а именно: 3D конформной лучевой терапии (3D-CRT), лучевой терапии с модуляцией интенсивности (IMRT), и с модуляцией интенсивности в ротационном режиме (RapidArc). Оценить лучевые нагрузки на критические органы.
Материал и методы: Рассчитаны планы дистанционного облучения для 102 пациенток РТМ. Расчет планов облучения осуществляли на системе планирования Eclipse (Varian). Оценки планов осуществлялись с использованием индексов гомогенности и конформности по гистограммам доза — объем. При анализе дозовых нагрузок на прямую кишку, мочевой пузырь и кости таза использована дифференциальная характеристика доза — объем, которая отражает модальную, наиболее часто встречающуюся, дозу Ddif. Дистанционное облучение проведено на ускорителях модели ClinaciX (Varian) с номинальной энергией фотонного излучения 6 МэВ по трем методикам 3D-CRT, IMRT и RapidArc.
Результаты и заключение: При сопоставлении индексов гомогенности и конформности выяснилось, что наиболее благоприятными методиками дистанционной лучевой терапии оказались 3D-CRT и IMRT. Наименьшее значение модальной дозы Ddif для прямой кишки достигается при методике RapidArc и составляет 41 ± 10 Гр, для мочевого пузыря достигается также при методике RapidArc и составляет 45 ± 9 Гр. Дозовые нагрузки на головки бедренных костей примерно одинаковы для всех трех методик облучения.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА 
Современная ядерная медицина представляет собой активно развивающийся раздел медицинской радиологии, который включает в себя различные неинвазивные методы медицинской визуализации с возможностью обследования всего тела.
Воспаление — частое осложнение в хирургической и травматологической практиках, представляющее собой комплексный, местный и общий патологический процесс, протекающий в организме в ответ на повреждение. Возникнув под влиянием повреждающего фактора, воспаление характеризуется развитием динамичного комплекса изменений. Однако поиск очагов воспаления традиционными методами диагностики в ряде случаев затруднителен даже при развернутой клинической картине. В этом случае оптимальным вариантом для поиска области поражения может выступить ядерная медицина, способная визуализировать патологические процессы, в том числе с патологическим усилением метаболизма.
Широкое разнообразие радиофармацевтических лекарственных препаратов (РФЛП) позволяет в короткие сроки и с высокой точностью определять локализацию воспалительного очага и делает методы ядерной визуализации приоритетными для ранней диагностики патофизиологических реакций.
В настоящей работе представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по использованию специфических и неспецифических РФЛП в диагностике воспаления. Также представлены примеры собственных исследований.
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА 
Цель: Повышение точности дифференциальной диагностики различных опухолей надпочечников на основе протокола двумерной (2D) мультивоксельной магнитно-резонансной спектрометрии (МРС) по водороду.
Материал и методы: В исследование были включены 32 пациента, проходивших обследование и лечение с февраля 2021 по февраль 2022 гг., у которых по данным различных лучевых методов исследования были обнаружены опухолевые образования в надпочечниках. В общей сложности было обнаружено 36 новообразований в надпочечниках, из которых: 10 аденом у 10 пациентов (27,8 %), 5 адренокортикальных карцином у 5 пациентов (13,9 %), 5 феохромоцитом у 5 пациентов (13,9 %), 6 метастатических узлов у 5 пациентов (16,7 %, у 1 пациента были обнаружены 2 метастатических узла в обоих надпочечниках), 4 пораженных надпочечника при лимфопролиферативных заболеваниях с двусторонним поражением надпочечников у 2 пациентов (11,1 %), 2 миелолипомы у 2 пациентов (5,6 %). Были оценены возраст и пол больных, расположение опухоли и ее размеры, а также уровни метаболитов, полученных при мультивоксельной МР-спектрометрии: холин (Cho), креатин (Cr), глутамин/глутамат (Glx), N-ацетиласпартат (NAA), лактат (Lac) и их соотношения Cho/Cr, Lac/Cr, Cho/NAA, Glx/Cr.
Результаты: Данные МР-спектрометрии позволили нам выявить статистически достоверные различия в группах злокачественных и доброкачественных новообразований надпочечников по содержанию креатина (p = 0,0323). Содержание креатина в доброкачественных образованиях было выше и составляло от 0,415 до 52 ед. (медиана 4,013 ед.), в злокачественных — от 0,221до 16,6 ед. (медиана 2 ед.).
При пороговом значении содержания креатина меньше 3,42 ед. чувствительность признака в дифференциальной диагностике злокачественных новообразований составила 73,3 %, специфичность – 66,7 %, точность — 79,3 %. Площадь под ROC-кривой (Area Under Curve, AUC) составила 0,703, что соответствует хорошему качеству прогностической модели по шкале экспертных оценок.
Коэффициент корреляции размеров образований надпочечников и содержания в них креатина по данным МР-спектрометрии составил –0,432. Таким образом, при увеличении размеров опухоли надпочечника содержание креатина в нем пропорционально уменьшается.
Статистически достоверных различий содержания других метаболитов и их соотношений между злокачественными и доброкачественными новообразованиями надпочечников не было выявлено, равно как и не было выявлено статистически достоверных различий по размеру новообразований, полу и возрасту пациентов.
ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ РАДИОЛОГИЯ 
Цель: Определение эффективности использования устройства для вакуумной тонкоигольной аспирационной биопсии (v-ТАБ) под ультразвуковым контролем у пациентов с очаговой патологией щитовидной железы.
Материал и методы: Был разработан модифицированный экспериментальный образец для v-ТАБ (патент РФ № 2757525 C1), с помощью которого выполнено 48 процедур v-ТАБ под контролем ультразвуковой навигации у пациентов с очаговой патологией щитовидной железы. Устройство представляет собой полноценный вакуумный компрессор, создающий отрицательное давление в диапазоне от –0,1 до –0,8 бар, который с помощью металлической емкости, ножных включателей, электромагнитных клапанов, шлангов повышенной прочности и переходника соединен с шприцом, где создается высокая мощность разряжения и происходит фрагментация и аспирация клеточного материала.
Степень разряжения зависела от предполагаемой морфологической структуры узлов щитовидной железы, которые определялись с помощью мультипараметрического ультразвукового исследования.
Средний уровень вакуума был выбран в диапазоне от –0,3 до –0,5 бар, что составляет значительно больше уровня разряжения, создаваемого обычным шприцем объемом 10 мл (–0,2 бар).
Результаты: При проведении v-ТАБ осложнений во время проведения манипуляции и после нее выявлено не было. В группе пациентов преобладали женщины — 72,1 % (n = 32), средний возраст 59,0±5,5 лет. Забор цитологического материала осуществлялся значительно легче, поскольку при использовании v-ТАБ разряжение в шприце образуется с помощью аппарата, которое держится на постоянном уровне, что исключало необходимость поступательных движений поршня шприца и иглы в очаге для большего забора цитологического материала, это обеспечивает низкий уровень неинформативного цитологического заключения (Bethesda I), n = 5 (11,2 %).
Выводы: 1. Выполнение v-ТАБ позволяет способствует повышению количества забираемого клеточного материала, что увеличивает информативность цитологического исследования узловых образований щитовидной железы.
2. v-ТАБ позволяет индивидуализировать выполнение процедуры в зависимости от ультразвуковой семиотики узлового образования щитовидной железы.
3. v-ТАБ минимизирует количество неконтролируемых движений иглы во время биопсии, что снижает риск развития осложнений.
Цель: Оценить эффективность методик регионарной химиотерапии у пациентов с метастазами в печень гастроинтестинальных стромальных опухолей (ГИСО).
Материал и методы: С 2005 по 2021 гг. проведено эндоваскулярное лечение у 11 пациентов (6 мужчин и 5 женщин) в возрасте 40–78 лет с иммуногистохимически верифицированным диагнозом метастазов ГИСО в печени. Удаление первичного очага ранее выполнено у 9 пациентов. Опухоль локализовалась в желудке у четырех, тонкой кишке — у трех, по одному — в сигмовидной кишке и поджелудочной железе. Первичный очаг не выявлен у двух больных. До поступления в стационар пациенты получали лечение метастазов в печень (сегментарные резекции, радиочастотная аблация очагов, прием ингибиторов тирозинкиназ, курсы системной химиотерапии). У всех заболевание прогрессировало.
Проведено 56 циклов РХТ: масляная химиоэмболизация — 37; сочетание масляной химиоэмболизации и химиоинфузии — 19.
Результаты: По данным контрольной КТ, полный ответ по критериям mRECIST отмечен у одного, частичный у трех, стабилизация у четырех, прогрессирование у трех пациентов. У трех пациентов удалось выполнить резекцию печени. К настоящему времени умерли 8 больных, в среднем через 28,4 мес. Живы три пациента в сроки 5–7 лет.
Заключение: Регионарная химиотерапия является безопасным и перспективным методом паллиативного лечения нерезектабельных метастазов ГИСО в печень, в том числе при резистентности к ингибиторам тирозинкиназ.
КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ 
Актуальность: Проведение неоадъювантной лекарственной терапии пациентам раком молочной железы (РМЖ) с отеком кожи на первом этапе в некоторых случаях не дает полного клинического ответа, что в свою очередь затрудняет выбор последующего локального метода лечения. Необходим поиск факторов прогноза, которые помогут индивидуализировать лечение и обеспечат наилучшие отдаленные результаты.
Цель: Оценить отдаленные показатели общей и безрецидивной выживаемости в зависимости от очередности локальных методов лечения, а также определить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на отдаленные результаты лечения пациентов с отеком кожи при РМЖ.
Материал и методы: Представлены результаты однофакторного анализа и отдаленные результаты лечения 182 пациенток с сохраняющимся отеком кожи после проведения системного лечения, разделенных на три группы в зависимости от объемов и очередности локальных методов лечения. В I группу (91 пациент) вошли больные, которым проводилась системная лекарственная терапия, операция и дистанционная лучевая терапия (ДЛТ). Во II группе (41 пациент) больные получали только лекарственную терапию и ДЛТ. В III группе (50 пациентов) проводились системная противоопухолевая терапия и ДЛТ, а далее было выполнено удаление первичной опухоли.
Результаты: Результаты однофакторного анализа продемонстрировали, что статистически значимо на показатели безрецидивной выживаемости влияют: прогрессирование отека кожи молочной железы после проведенной системной терапии (р = 0,05), длительный промежуток между системной терапией и началом локальной терапии (более 9 нед, р = 0,028), большое количество пораженных лимфатических узлов (р = 0,01), отсутствие лечебного патоморфоза в опухоли (р = 0,013) и в лимфатических узлах (р = 0,014). При однофакторном анализе результатов общей выживаемости наиболее значимыми признаками оказались: возраст пациентов (р = 0,034), степень лечебного патоморфоза в лимфатических узлах (р = 0,05), количество пораженных лимфоузлов (р = 0,021).
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
Цель: Оценка возможностей ПЭТ/КТ в диагностике эозинофильного фасциита на примере клинического случая.
Материал и методы: Пациенту 37 лет с жалобами на субфебрильную температуру, потерю веса, отеки нижних конечностей, затруднение движения в коленных суставах было проведено ПЭТ/КТ-исследование с 18F-ФДГ для исключения паранеопластического синдрома. По результатам ПЭТ/КТ, данным лабораторных анализов и анамнеза был заподозрен эозинофильный фасциит. По месту жительства пациенту была проведена глубокая биопсия кожи, мышц, фасции левого плеча. Биопсия проведена с учетом данных ПЭТ/КТ из области наибольшей метаболической активности. По результатам морфологического исследования подтвержден диагноз эозинофильного фасциита.
Заключение: ПЭТ/КТ позволила в совокупности с клинико-лабораторными данными предположить диагноз эозинофильного фасциита, исключив паранеопластический синдром, а также определить оптимальную область проведения биопсии.
Синовиальная саркома (СС) — редкая злокачественная опухоль мягких тканей, которая связана с высоким риском отдаленного метастазирования, что значительно сокращает продолжительность жизни пациентов. Проведен анализ объемных показателей ПЭТ/КТ с 18F-фтордезоксиглюкозой ( 18F-ФДГ) у двух пациентов с одинаковой степенью злокачественности СС. Представленные клинические случаи демонстрируют, что у разных пациентов при схожих максимальных значениях стандартизированного показателя накопления 18F-ФДГ — SUVmax (Standardized Uptake Value), объемные показатели ПЭТ/ КТ — метаболический объем опухоли — MTV (Metabolic Tumor Volume) и общий гликолиз опухоли – TLG (Total Lesion Glycolysis) могут значительно различаться, и, следовательно, являются дополнительными прогностическими факторами общей выживаемости.
Воздействие терапевтических доз лучевой терапии на молочную железу или мягкие ткани передней грудной стенки после проведенного хирургического лечения может быть связано с повышенным риском осложнений в прилежащих здоровых органах. Это требует тщательного контроля дозовой нагрузки на них и применения различных методик, способствующих ее снижению. В описанном клиническом случае мы пробуем разобраться — могут ли сложные технологии конформной лучевой терапии быть полезными у пациенток после радикальной мастэктомии, и при необходимости позволяют ли они редуцировать дозы на органы риска.
ISSN 2713-167X (Online)