ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 
Облучение зоны опухолевого очага через т.н. решетчатую диафрагму с целью снижения степени поражения нормальных тканей при сохранении той же степени поражения неопластической ткани, что и при равномерном пространственном распределении дозы, применяется в лучевой терапии в течение многих десятилетий. В последние годы положительный эффект продемонстрирован при использовании синхротронного излучения и пучков ускоренных протонов с полями облучения шириной в доли миллиметра и с такими же расстояниями между ними. Меньшее поражение кожи при сохранении требуемого уровня эрадикации крупных новообразований в случае рентгеновского и гамма-облучения через решетчатые диафрагмы частично может быть объяснено особенностями физического распределения дозы по глубине облучаемой ткани, а именно «слиянием» полей на глубине. А хорошие результаты от использования создаваемой современными источниками излучения «гребенки» из «сверхмалых» по размерам радиационных полей, когда выявляется принципиальное различие между опухолью и любой нормальной тканью, выражающееся в сохранении уровня поражения опухоли при оставлении в ней перемежающихся зон с меньшей поглощенной дозой, чем при равномерном облучении, привлекло внимание к радиобиологическим вопросам. Речь идет о роли т.н. «коммунального эффекта/эффекта свидетеля», влиянии излучения на иммунологические процессы, а также на отличия в поражении и восстановления микрососудистой сети в нормальной и опухолевой ткани. Хотя по экспериментальному изучению эффективности «пространственного фракционирования» дозы и рассмотрению радиобиологических механизмов расширения «терапевтического интервала» имеются многочисленные публикации, ясности в причинах различия между реакциями в нормальных тканях и в опухоли пока нет. Целью данного обзора является систематизация имеющихся данных по клиническому и экспериментальному изучению эффективности «пространственного фракционирования» и различных объяснений его преимуществ перед обычным, равномерным пространственным распределением дозы. Рассмотрены вопросы сочетания неравномерного пространственного облучения с облучением со сверхвысокой мощностью подведения дозы — ФЛЭШ-облучением. Отдельное внимание уделено вопросам пространственного фракционирования при облучении опухолей на установках нового поколения, в том числе с помощью узких пучков на протонных ускорителях, уже используемых и создаваемых в нашей стране.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА 
Дети — не «миниатюрные» взрослые! Большинство специалистов во всем мире признают различия между раком щитовидной железы (РЩЖ) у взрослых и детей и подчеркивают необходимость разработки специальных рекомендаций для детской популяции. Американская тиреоидологическая ассоциация (АТА) в 2015 г. впервые разработала отдельное Руководство по лечению узлов и карциномы щитовидной железы у детей (далее — Руководство АТА) [1], которое до настоящего времени не пересматривалось. В сентябре 2022 г. Европейская тиреоидологическая ассоциация (ЕТА) опубликовала свое Руководство по лечению узлов и карциномы щитовидной железы у детей (далее — Руководство ЕТА) [2]. Целью нашей статьи в преддверии пересмотра российских клинических рекомендаций по лечению РЩЖ у детей является ознакомление профильных специалистов с ключевыми рекомендациями ЕТА в области радиойодтерапии (РЙТ).
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА 
Цель: Повысить качество дифференциальной диагностики глиом высокой степени злокачественности и солитарных метастазов в головном мозге с помощью внедрения в протокол МР-сканирования методики диффузионно-куртозисной магнитно-резонансной томографии.
Материал и методы: В исследование были включены 43 наблюдения пациентов, проходивших обследование и лечение в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России с октября 2019 по март 2022 гг., у которых по данным магнитно-резонансной томографии были выявлены солитарные образования в веществе головного мозга. В общей сложности было обнаружено 43 новообразования в веществе головного мозга, из которых: 17 глиобластом у 17 пациентов (40 %), 25 солитарных метастатических образования рака легкого, молочной железы, меланомы и рака почки (60 %). Нами были оценены размеры опухоли, параметры диффузии и куртозиса, такие как средний куртозис (СК), аксиальный куртозис (АК), радиальный куртозис (РК), куртозисная анизотропия (КА), радиальная диффузия (РД), фракционная анизотропия (ФА), относительная анизотропия (ОА), извилистость траектории (ИТ).
Результаты: Такие показатели диффузии и куртозиса в зоне опухолевой ткани, как куртозисная анизотропия (КА), фракционная анизотропия (ФА) и извилистость траектории (ИТ) имели более высокие значения в глиальных опухолях высокой степени злокачественности по сравнению с солитарными метастазами (р = 0,0168, р = 0,0085 и 0,0067, соответственно).
Значимых различий в данных группах по результатам таких значений диффузии и куртозиса, как средний куртозис (СК), аксиальный куртозис (АК), радиальный куртозис (РК), радиальная диффузия (РД) и относительная анизотропия (ОА), не было выявлено. В нашем исследовании мы не проводили анализ показателей куртозиса и диффузии в зависимости от гистологической структуры метастатических образований.
Актуальность: Рак шейки матки занимает одно из ведущих мест в онкологической заболеваемости у женщин. Сохранение остаточной опухоли у пациенток с раком шейки матки после завершения сочетанной химиолучевой терапии является прогностически неблагоприятным фактором. Выявление раннего ответа опухоли на химиолучевую терапию имеет огромное значение для выбора оптимальной лечебной тактики.
Цель: Изучение возможностей магнитно-резонансной терапии в оценке эффективности выявления раннего ответа опухоли у пациенток с местнораспространенным раком шейки матки после проведения сочетанной химиолучевой терапии.
Материал и методы: Проанализированы и сопоставлены результаты магнитно-резонансной томографии органов малого таза, данные лабораторных, цитологических и постоперационных гистологических исследований 174 пациенток с местнораспространенным раком шейки матки.
МРТ органов малого таза выполнялась до начала лечения с целью оценки распространенности процесса (первичное исследование) и через 6 недель после завершения сочетанной химиолучевой терапии для оценки эффективности проведенного лечения и выявления остаточной опухоли (контрольное исследование).
Заключение: Магнитно-резонансная томография органов малого таза с использованием стандартного протокола исследования, включающего получение диффузионно-взвешенных изображений и динамического контрастного исследования является высокоинформативным методом стадирования местнораспространенного рака шейки матки и оценки ответа опухоли на проведенное лечение.
КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ 
Актуальность: Самой злокачественной первичной опухолью головного мозга является глиобластома. Для ее лечения используется комбинированная схема, доступная на данный момент: хирургическое вмешательство, лучевая и химиотерапия. Однако до сих пор медиана выживаемости пациентов не превышает 14 мес. В связи с этим идет постоянный поиск эффективных методик. Совершенствование лучевой терапии привело к возможности проведения ее интраоперационно, что является практичным и действенным методом, направленным на освобождение от оставшихся опухолевых клеток, уменьшение распространения опухоли и на заполнение терапевтического промежутка между операцией и последующей химио- и лучевой терапией. Интраоперационная лучевая терапия (ИОЛТ) позволяет доставить необходимую тумороцидную дозу точно в мишень, минимально затрагивая окружающие здоровые ткани.
Цель: Установление безопасности проведения интраоперационного облучения пациентов со злокачественными глиомами на установке INTRABEAM (Carl ZEISS, Германия) дозой до 40 Гр с аппликатором.
Материал и методы: В исследовании приняли участие 15 пациентов, средний возраст которых составил 51 год, соотношение мужчин и женщин было 4:6, средний индекс Карновского до операции 97. После хирургического удаления опухоли проводилась экспресс-биопсия. Далее выполнялось интраоперационное облучение на установке INTRABEAM дозой 40 Гр с последующей оценкой индекса Карновского, ранних послеоперационных и отсроченных возможных осложнений.
Результаты: У всех больных, оперированных с использованием интраоперационного облучения и проведенной в дальнейшем адъювантной радиохимиотерапией, переносимость метода оказалась хорошей, особенностей заживления раны или выявленных осложнений не было, не отмечено случаев раневой ликвореи, воспаления ран.
Заключение: Интраоперационное облучение, проводимое после хирургического удаления опухоли, можно рекомендовать как безопасный метод лечения злокачественных глиом в дополнение к существующей комбинированной терапии.
Актуальность: Глиальные опухоли (ГО) составляют около 60 % всех первичных опухолей ЦНС. ГО высоко экспрессируют VEGF. Стандартные подходы лечения ГО не подразумевают модификацию плана лучевой терапии. Адаптивная стереотаксическая лучевая терапия (АСЛТ) делает возможным такую коррекцию. Комбинация АСЛТ с бевацизумабом (Б) или дексаметазоном (Д) улучшает исходы пациентов с ГО, но эффективность терапии у разных пациентов отличается. Известно, что Б и Д по-разному влияют на злокачественные клетки глиом и компоненты системы VEGF.
Цель: Изучить особенности содержания компонентов системы VEGF в крови у мужчин с ГО головного мозга при разной эффективности комбинированной АСЛТ.
Материал и методы: Через месяц после радикальной операции у мужчин с ГО (G4) проводили АСЛТ в режиме стандартного фракционирования на линейном ускорителе Novalis Tx фирмы Varian: РОД = 2 Гр, СОД = 60 Гр — 30 фракций, с использованием трехслойной стереотаксическую маски. АСЛТ комбинировали с Б (в/в, 5 мг/кг, 1 раз в 2 нед), n = 30, и с Д (в/м, 4,0 мг, 2 раза в день, 45 дней), n = 30. До и после АСЛТ в крови методом ИФА изучали уровни VEGFA, sVEGFR1, sVEGFR2.
Результаты: До лечения (АСЛТ+Д) при последующем прогрессировании уровень VEGFА был в 1,5 раза (p < 0,01) больше, а sVEGFR1 в среднем в 3,1 раза меньше, чем при других ответах на лечение; при частичном ответе уровни sVEGFR были в 1,8 раза (p < 0,01) больше, чем у пациентов со стабилизацией. После лечения (АСЛТ+Д) уровень sVEGFR1 уменьшался при стабилизации в 1,4 раза (p < 0,001), при частичном ответе — в 2,2 раза, что сочеталось с увеличением VEGFA в 3,0 раза только при стабилизации; при прогрессировании уровень sVEGFR1 увеличивался в 2,3 раза. До лечения (АСЛТ+Б) уровни VEGFA при частичном и полном ответах были в среднем в 1,4 раза (p < 0,01) ниже, чем при стабилизации; уровень sVEGFR1 при частичном ответе был в 4,4 раза ниже, чем при стабилизации и в 2,2 раза ниже, чем при полном ответе; уровень sVEGFR2 при полном ответе был в 1,3 раза (p < 0,02) меньше, чем при частичном ответе. После лечения (АСЛТ+Б) уровень VEGFA увеличивался: при полном и частичном ответах в среднем — в 14,8 раза, при стабилизации процесса — в 9,7 раза.
Заключение: У мужчин с ГО головного мозга уровни компонентов системы VEGF в крови до лечения были специфичны для пациентов с тем или иным ответом на комбинированную АСЛТ с Б или Д, что делает возможным прогнозирование эффективности такой терапии еще до начала ее проведения. Особенно очевидна такая связь при проведении комбинированной АСЛТ с Б.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
Опухоль Клацкина — редкая злокачественное новообразование, характеризуется отсутствием специфических симптомов, трудностями верификации и сложностью оценки истинного объема поражения. Представлено клиническое наблюдение пациента с воротной холангиокарциномой. Пациенту был выполнен практически весь современный комплекс исследований, проведено дооперационное стадирование. Однако, сопутствующий холангит, труднодоступная анатомическая локализация и стелющийся характер роста искажали результаты инструментальных исследований. Истинный объем поражения был установлен интраоперационно, что привело к расширению объема резекции печени.
Проведен анализ клинического наблюдения психологических особенностей женщины с диагнозом рак молочной железы, которая отказалась от части предложенной терапии, и не имела противопоказаний для начала специального лечения.
Пациентка Ю.Ф., 1953 г.р., диагноз: рак правой молочной железы T1NxM0 ЭР(95 %), ПР(15 %), Her2neu(0), Ki67 (5 %), отказалась по личным причинам от предложенного на первом этапе хирургического лечения, в связи с чем назначен курс гормонотерапии, курс дистанционной лучевой терапии по радикальной программе. При оценке психологического профиля пациентки, полученные данные демонстрируют наличие парадоксальной гиперзащиты. Ее психологический профиль схож с психологическими особенностями женщин, больных раком молочной железы, течение болезни которых окончилось летальным исходом. В исследовании, проведенном в 2021 г. (проект №19-18-00426), получены данные о женщинах с негативным исходом заболевания (смерть), которые были убеждены в собственной удачливости и в возможности контроля происходящего, использовали широкий спектр стратегий совладания, были более жизнестойки, оптимистичны и имели выраженную интернальность по сравнению с женщинами, у которых заболевание перешло в стойкую ремиссию.
Экспрессия простат-специфического мембранного антигена (ПСМА) на поверхности клеток рака предстательной железы (РПЖ) повышается при прогрессировании опухолевого процесса, что является основой для тераностического подхода в лечении пациентов с РПЖ. ПСМА-лиганд, меченный терапевтическим радионуклидом лютеций-177 (177Lu), доставляет излучение бета-частиц 177Lu к ПСМА-экспрессирующим клеткам РПЖ. В настоящее время ПСМА-таргетная радиолигандная терапия радиофармацевтическим лекарственным препаратом (РФЛП) 177Lu-ПСМА-617 одобрена при терапии пациентов с метастатическим кастрационно-резистентным РПЖ (мКРРПЖ). Приведен клинический случай успешного применения данного метода лечения у пациента с мКРРПЖ, прогрессирующего после двух линий терапии — гормонотерапии ингибиторами андрогенного сигнала (ИАС) нового поколения (абиратерон, энзалутамид) и химиотерапии доцетакселом.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ 
ЮБИЛЕЙ 
ISSN 2713-167X (Online)