Наименование отраслей науки по профилю журнала в соответствии с Номенклатурой специальностей:
3.1.6. Онкология, лучевая терапия (медицинские науки)
3.1.25. Лучевая диагностика (медицинские науки)
3.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия (медицинские науки)
3.1.6. Онкология, лучевая терапия (биологические науки)

"Онкологический журнал: лучевая диагностика, лучевая терапия" — ежеквартальный научно-клинический рецензируемый журнал. Основан в 2018 г. Является специализированным медицинским изданием, информирующим неограниченный круг читателей наиболее полно и объективно о медицине, онкологии, рентгенологии, радиологии, лучевой диагностике. Содержит большое количество высококачественных полноцветных иллюстраций, обязательно сопровождающих статьи по лучевой диагностике и лучевой терапии.
С 2019 года «Онкологический журнал: лучевая диагностика, лучевая терапия» включен в научную электронную библиотеку и Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
С 2019 года журнал включен в CrossRef, все статьи индексируются с помощью цифрового идентификатора DOI.
С 2021 года журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
С 2023 г. журнал получил итоговую категорию К2 по результатам итогового распределения журналов перечня ВАК.
Официальный основной журнал межрегиональной общественной организации содействия развитию ядерной медицины «Общество ядерной медицины» и «Общества интервенционных онкорадиологов».
Главный редактор: директор НИИ клинической и экспериментальной радиологии, д.м.н., профессор, академик РАН Долгушин Борис Иванович.
Целевая читательская аудитория: журнал предназначен для врачей, ученых, аспирантов, специалистов, работающих в области онкологии.
Контент: в журнале публикуются статьи по всем разделам лучевой диагностики и лучевой терапии в онкологии. Статьи могут быть экспериментальными или клиническими, теоретическими или концептуальными, обзорными по материалам литературы, дискуссионного характера, информацией о проблемах медицинской радиологии. Принимаются оригинальные статьи, краткие сообщения, аналитические обзоры, клинические случаи, дискуссионные материалы, рецензии, лекции, нормативные документы.
Политика журнала нацелена на активное сотрудничество с читателями, авторами и фирмами-производителями.
Текущий выпуск
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ
Послеоперационная лучевая терапия — стандартная лечебная тактика у больных раком предстательной железы (РПЖ) после радикальной простатэктомии (РПЭ), показаниями к которой являются высокий риск прогрессии (адъювантная лучевая терапия), а также регистрация биохимического или клинического рецидива заболевания (спасительная лучевая терапия). В последние годы проводятся исследования по оценке эффективности и безопасности использования у больных этой категории гипофракционированных режимов облучения, существенно сокращающих сроки лечения. Начиная с 2015 г., в зарубежной практике начали применять режим экстремального гипофракционирования или стереотаксической лучевой терапии (СТЛТ) на область ложа удаленной предстательной железы (ЛУПЖ), позволяющий подвести всю предписанную дозу за пять-семь фракций. В настоящее время НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова обладает длительным (более пяти лет) опытом применения СТЛТ на область ЛУПЖ. Цель данной работы — ознакомить радиационных онкологов, онкоурологов и специалистов смежных специальностей с различными аспектами нового перспективного подхода к послеоперационному облучению области ЛУПЖ.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА
Цель: Провести анализ диагностической ценности ПЭТ/КТ с 68Ga-FAPI-04 в сравнении с 18F-FDG в оценке первичной распространенности рака пищевода. Материалы и методы: В исследование были включены 15 пациентов (10 мужчин, 5 женщин) с морфологически верифицированным раком пищевода. Все пациенты проходили ПЭТ/КТ-исследование с двумя радиофармпрепаратами — ¹⁸F-FDG и ⁶⁸Ga-FAPI-04 в период с января по декабрь 2024 г. Оценивалась визуализация первичной опухоли при ПЭТ/КТ с ⁶⁸Ga-FAPI-04 и ¹⁸F-FDG, метастатического поражения регионарных лимфатических узлов со сравнением уровней накопления обоих РФЛП (SUVmax-bw). Оценка данных проводилась на основании гистологически верифицированного заболевания и данных клинического наблюдения. Результаты: В нашем исследовании ПЭТ/КТ с ⁶⁸Ga-FAPI-04 продемонстрировала лучшую визуализацию регионарных метастазов рака пищевода, выявила большее количество метастазов в регионарных лимфатических узлах в сравнении с 18F-FDG у пациентов с плоскоклеточным раком пищевода. Заключение: ПЭТ/КТ с ⁶⁸Ga-FAPI-04 демонстрирует многообещающие результаты в оценке первичной распространенности рака пищевода. Необходимы дальнейшие исследования на больших когортах пациентов для уточнения роли ПЭТ/КТ с ⁶⁸Ga-FAPI-04 при различных гистологических типах рака.
Введение: Пептид-рецепторная радионуклидная терапия (ПРРТ) меченными 177Lu аналогами соматостатина давно стала признанным вариантом лечения во второй или третьей линии терапии пациентов с прогрессирующими дифференцированными (G1–2 степени) гастро-энтеро-панкреатическими нейроэндокринными опухолями (ГЭП-НЭО). На основании результатов исследования NETTER-II ПРРТ активно внедряется в качестве первой линии терапии гастроэнртеропанкретатическими нейроэндокринными опухолями (ГЭП-НЭО), в качестве неоадьювантного метода лечения. Цель: Анализ эффективности и безопасности метода пептид-рецепторной радионуклидной терапии 177Lu-DOTA-TATЕ по данным мировой литературы. Материалы и методы: Поиск литературных источников выполнялся в период с 01.06.2024 по 12.12.2024 в базах данных: Pubmed, Google Scholar, ELibrary по поисковым запросам: 177Lu-DOTA-TATE, 177Lu and NET, peptid-receptor radionuclide therapy. Результаты: 177Lu-DOTA-TATE является приоритетным РФЛП для радиотаргетной терапии больных метастатическими и неоперабельными нейроэндокринными опухолями (НЭО), и нейроэндокринными карциномами (НЭК) экспрессирующими соматостатиновые рецепторы 2-го типа (ССТР2) [1]. Рост заболеваемости на фоне улучшения диагностики НЭО, интенсивное развитие технологий ядерной медицины, в особенности методов радиотаргетной терапии, стали причиной повышенной заинтересованности в регистрации и широкомасштабном применении 177Lu-DOTA-TATE [2]. Обсуждение: 177Lu-DOTA-TATE был одобрен профильными зарубежными медицинскими организациями-регуляторами: Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA, USA) и Европейского медицинского агентства (EMA) [3, 4]. Анализ эффективности ПРРТ и нежелательных явлений характеризует данный вид радионуклидной терапии как безопасный и высокоэффективный. Заключение: Лечение пациентов с НЭО и НЭК, включающее ПРРТ, требует широкого набора специальных клинических знаний, что обусловливает необходимость обсуждения пациентов в экспертной мультидисциплинарной команде клиницистов (онкологи, эндокринологи, химиотерапевты, радиологи, радиотерапевты, патоморфологи и другие специалисты)
Цель: Повышение точности выявления опухолей поджелудочной железы и дифференциальной диагностики нейроэндокринных неоплазий (НЭН) с аденокарциномами поджелудочной железы с помощью применения протокола двумерной (2D) мультивоксельной МР‑спектрометрии по водороду. Материалы и методы: В исследование были включены 76 пациентов, из которых 47 — с новообразованиями поджелудочной железы и 29 — без патологии поджелудочной железы. Образования поджелудочной железы были представлены 24 НЭН (G1 = 4, G2 = 19, G3 = 1) и 23 аденокарциномами. Диагноз устанавливался на основании морфологического исследования после выполненного хирургического вмешательства или биопсии опухоли. Были определены уровни следующих метаболитов, полученных при мультивоксельной МР‑спектрометрии: холин (Cho), креатин (Cr), глутамин/глутамат (Glx), N‑ацетиласпартат (NAA), лактат (Lac) и их соотношения Cho/Cr, Lac/Cr, Cho/NAA, Glx/Cr. Результаты: Результаты исследования показали более высокий уровень креатина в неизменённой ткани по сравнению с опухолями поджелудочной железы (p = 0,032): в неизменённой ткани поджелудочной железы — от 6,01 до 23 (медиана 12,4), в опухолях — от 3,04 до 13,55 (медиана 6,01). При пороговом уровне сигнала от креатина менее 16,1 чувствительность в выявлении опухоли поджелудочной железы составила 70,9 %, специфичность — 61,9 %. Уровень Cho/Cr был выше в опухолях по сравнению с неизменённой тканью поджелудочной железы (p = 0,031). Также было выявлено, что регистрируемое по данным МР‑спектрометрии присутствие глутамата и глутамина в опухоли более часто встречается при НЭН по сравнению с аденокарциномами поджелудочной железы (p = 0,029): присутствие глутамата и глутамина отмечалось в 66,7 % НЭН и в 34,8 % аденокарцином поджелудочной железы. Уровень Glx/Cr в НЭН также был выше по сравнению с аденокарциномами (p = 0,026). Заключение: МР‑спектрометрия может быть полезным дополнительным инструментом в выявлении опухолей поджелудочной железы и дифференциальной диагностике аденокарцином и НЭН поджелудочной железы.
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: Повышение диагностической эффективности ультразвукового исследования (УЗИ) в выявлении опухолевых тромбозов нижней полой вены (НПВ) и совершенствование ультразвуковой семиотики синдрома Бадда–Киари (СБК) у пациентов с высокими окклюзирующими опухолевыми тромбозами НПВ. Материалы и методы: В исследование включено 112 пациентов (36–78 лет), обследованных по поводу высоких окклюзирующих опухолевых тромбозов НПВ. Критерии включения: 1) Наличие первичных опухолей различной локализации (лейомиосаркома НПВ, почечно-клеточный рак и др.), ассоциированных с тромбозом НПВ. 2) Подтвержденная инструментальными методами полная или частичная окклюзия устья печеночных вен. Методы ультразвуковой диагностики: стандартный В-режим (оценка опухолевого тромба и состояния печеночных вен, НПВ и портальной системы, выявление коллатерального кровообращения); доплерография (оценка кровотока в печеночных венах, НПВ и воротной вене, диагностика окклюзии устья печеночных вен); эластометрия печени (определение степени фиброзной трансформации паренхимы печени на фоне венозного блока). Дополнительные методы верификации: сопоставление с данными компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) и гистологическое подтверждение (у пациентов после оперативного лечения). Результаты: У 6,25 % пациентов (n = 7) были выявлены абсолютные противопоказания к хирургическому лечению: окклюзирующий тромбоз НПВ с нарушением печеночного венозного оттока, гепатомегалия с дистрофическими изменениями печени, фиброз 4-й степени (цирроз) по данным эластометрии, признаки декомпенсированной портальной гипертензии. У 93,75 % (n = 105) отсутствовали признаки цирроза или декомпенсации, что позволило рассмотреть хирургический метод (удаление первичной опухоли с тромбэктомией). Эластометрия подтвердила корреляцию между степенью фиброза и тяжестью СБК (фиброз F4 по METAVIR — ключевой критерий неоперабельности). Выводы: Усовершенствованные УЗ-критерии синдрома Бадда–Киари при опухолевых тромбозах НПВ не только повышают точность диагностики, но и минимизируют риски необоснованных операций. Эластометрия и оценка портальной гемодинамики — критически важные элементы протокола, определяющие судьбу пациента. Внедрение этих принципов в клиническую практику позволит улучшить выживаемость и снизить частоту послеоперационных осложнений.
Цель: Совершенствование ультразвуковой диагностики регионарных лимфоузлов при меланоме кожи: разработка новой российской ультразвуковой классификации регионарных лимфоузлов при меланоме (РУКЛ-М) для снижения гипердиагностики и уменьшения числа неоправданных биопсий. Материалы и методы: Проспективное исследование с включением 85 пациентов с меланомой кожи высокого риска (по критериям AJCC), которым выполнялись биопсия сторожевого лимфоузла (БСЛУ) с предварительной лимфосцинтиграфией (99mTc-нанотоп) и широкое иссечение первичной опухоли. Заключение: РУКЛ-М — это шаг к прецизионной диагностике, который сохраняет значимость БСЛУ в сложных случаях. Расширяет возможности УЗИ для принятия клинических решений. Экономит ресурсы за счет снижения гипердиагностики. Для внедрения требуется обучение врачей (акцент на количественных критериях), корректировка клинических протоколов и мониторинг отдаленных результатов (частота рецидивов или прогрессии болезни, особенно у пациентов с меланомой кожи высокого риска, которым не делалась БСЛУ).
Цель: Провести сравнительный анализ диагностической эффективности эластографии и эластометрии в выявлении метастазов меланомы в лимфоузлы, используя гистологическое исследование макропрепарата в качестве референсного метода. Полученные данные могут помочь в разработке алгоритмов неинвазивной диагностики и снизить количество необоснованных хирургических вмешательств. Материалы и методы: Проведено проспективное исследование 14 макропрепаратов метастатически пораженных лимфоузлов, удаленных у пациентов с меланомой кожи в ходе плановых хирургических вмешательств. Заключение: Комплексный ультразвуковой подход, сочетающий эластографию и эластометрию, демонстрирует высокую точность в выявлении метастатического поражения лимфоузлов при меланоме кожи.
ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ РАДИОЛОГИЯ
Цель: Улучшение результатов биопсии нейроэндокринных неоплазий (НЭН) поджелудочной железы и НЭН ЖКТ других локализаций под УЗ-навигацией. Материалы и методы: В исследование включены 56 выявленных по данным результатам КТ с в/в контрастированием и клинико-лабораторным методам исследований НЭН поджелудочной железы, проведен анализ результатов биопсий НЭН поджелудочной железы под УЗ-навигацией в обычном B-режиме и в В-режиме с комплексными методами определения эластичности опухоли поджелудочной железы (эластометрии и эластографии), доплерографии и улучшением визуализации в В-режиме. Заключение: Дополнительные ультразвуковые методики позволяют сформировать качественные и количественные критерии структуры опухоли, что технически позволяет получить качественный биоптат и избежать лишних иопсий.
Цель: Оценка переносимости и эффективности трансартериальной химиоэмболизации (ТАХЭ) в лечении пациентов с метастатическим поражением печени при увеальной меланоме. Материалы и методы: В НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России с 2000 по 2024 г. выполнена ТАХЭ печени 131 больному увеальной меланомой с метастатическим поражением печени. Лечение проводилось по поводу множественного билобарного поражения печени (110 пациентов) и солитарных/единичных метастазов в печени (21 пациент). Всего было выполнено 283 ТАХЭ. Длительность наблюдения после ТАХЭ составила от 1 до 152 месяцев. Медиана наблюдения — 11 мес. Результаты: В 100 % случаев ТАХЭ была технически успешной. Постэмболизационный синдром различной степени выраженности наблюдался в 82,4 %. Летальность 0 %. Локальный ответ (по mRECIST) наблюдался у 75/131 (57,2 %) пациентов. Общая выживаемость (ОВ) (n=131) составила: 1-летняя — 78,5 %, 2-летняя — 47 %, %, 3-летняя — 17 %. Медиана общей выживаемости равнялась 23 месяцам. В группе больных, получивших только ТАХЭ (n=29): 1-летняя ОВ — 66 %, 2-летняя ОВ — 27 %, 3-летняя ОВ — 13 %. В группе ТАХЭ + дополнительное лечение (n=102) — 1-летняя ОВ — 82,2 %, 2-летняя ОВ — 50,3 %, 3-летняя ОВ — 23,7 %. Выводы: Метод ТАХЭ является безопасной лечебной опцией при различном объеме метастатического поражения печени у больных увеальной меланомой. Локальный ответ у немногим более половины пациентов свидетельствует о необходимости более строгого определения показаний к данному вмешательству. Наши результаты применения ТАХЭ свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований для определения оптимальных сроков комбинации регионарного интервенционного лечения с системной лекарственной терапией, хирургическим вмешательством, химиоперфузией печени.
КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
Цель: Оценить возможности ЭРУЗИ и МРТ в предоперационной диагностике ранних опухолей прямой кишки. Материалы и методы: В исследование было включено 53 пациента с морфологически подтвержденной опухолью прямой кишки. Всем были выполнены МРТ прямой кишки и ЭРУЗИ. Окончательная стадия опухолевого процесса определялась после выполнения патологоанатомического исследования послеоперационного материала, которое являлось золотым стандартом. Результаты: Были выявлены существенные различия как в обнаружении опухоли (p = 0,006) так и в определении стадии (p = 0,019). ЭРУЗИ превзошло МРТ как в выявлении опухоли (100 % и 84,9 %), так и в оценке локорегионарной распространенности (54,7 % и 31,9 %). Заключение: ЭРУЗИ — ценный метод визуализации и имеет высокое клиническое значение в дооперационном стадировании раннего рака прямой кишки
Представлен обзор литературы по оценке возможностей ультразвуковых гибридных методов визуализации в онкогепатологии. К гибридным, или fusion, технологиям относится совместное применение рентгеновской компьютерной томографии (РКТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) с серошкальным ультразвуковым исследованием (УЗИ) и УЗИ с контрастным усилением (КУУЗИ). Рассмотрены основные области применения сочетанных лучевых модальностей, таких как первичная дифференциальная диагностика образований печени, навигация для биопсии, а также для проведения термоаблаций. Гибридные технологии диагностики в онкогепатологии повышают совместную чувствительность в выявлении новообразований, позволяют оценить гетерогенность опухоли, определить ее строение и, соответственно, спрогнозировать ответ на лечение.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ
В статье представлены клинические случаи редкой формы патологических новообразований — десмоидного фиброматоза молочной железы. Отражена этиология и патогенез заболевания, клинико-морфологические особенности, диагностика и тактика лечения заболевания. Широко освящены клинические примеры из практики хирурга-онколога. Десмоидный фиброматоз (ДФ) — это агрессивное неметастазирующее мезенхимальное образование, возникающее из мышечно-апоневротических структур. На долю ДФ приходится от 0,03 % до 0,1 % солидных опухолей и 3 % мезенхимальных опухолей. Среди патологий молочной железы данное новообразование встречается еще реже (0,2 %). В связи с редкостью такой патологии, не всегда клиницистам удается правильно интерпретировать диагностичекую картину и распознать заболевание. Также не до конца понятны этиология и патогенез заболевания, в связи с чем нет стандартов лечения десмоидного фиброматоза. Хирургическое лечение остается основным. Чтобы уменьшить частоту рецидивирования заболевания, хирургу необходимо достигнуть чистых краев резекции. В качестве альтернативного вида лечения дополнительно могут быть рассмотрены лучевая терапия, гормональная терапия, таргетная терапия, химиотерапия. При достижении чистых краев резекции в качестве дальнейшего лечения рассматривается строгое динамическое наблюдение пациента
ЮБИЛЕЙ
ISSN 2713-167X (Online)