ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 
Цель: Проанализировать метод облучения метастазов в кожу головы на примере клинического случая с точки зрения эксклюзивного дозового распределения и толерантности тканей к облучению.
Материал и методы: Анализ дозовых распределений выполнен в системе планирования лучевой терапии Eclipse (Varian). Рассмотрены техники облучения пучками модулированной интенсивности IMRT и RapidARC при использовании болюсов и без таковых. При анализе дозовых распределений учитывались ограничения систем планирования при расчете доз в окрестности границ раздела гетерогенностей и использовались данные о свойствах этих распределений.
Результаты: Продемонстрирована необходимость использования болюсов. В этом случае достигается высокая равномерность дозового распределения в мишени. Для защиты головного мозга необходимо использовать облучение пучками модулированной интенсивности. Облучение в технике RapidARC по сравнению с IMRT обусловливает формирование лучших дозовых распределений, а сеанс облучения короче по продолжительности. Дозовые нагрузки на кожу при терапевтической дозе излучения 39 Гр за 13 фракций не превышают толерантные уровни, приведенные в литературе. Облучение рассмотренного больного прошло без лучевых осложнений.
Заключение: Облучение метастазов в кожу голову в дозе 39 Гр за 13 фракций является безопасным и эффективным при условии соблюдения двух правил. Необходимо использовать болюс толщиной порядка 5 мм, а облучение должно производиться ротационными пучками модулированной интенсивности (RapidARC, VMAT).
Приведен аналитический обзор современного состояния протонной терапии в мире и в России и перспективных разработок в области ускорительной техники, технологий доставки дозы к мишени, методов расчета дозы, относительной биологической эффективности протонного облучения. Дано краткое описание особенностей взаимодействия протонов с веществом, которое используется для объяснения отличительных особенностей протонной терапии по сравнению с другими способами лучевого лечения.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА 
Радионуклидная терапия (РНТ) с использованием препаратов на основе 188Re давно привлекает исследователей и практиков всего мира. Исключительная перспективность этого радионуклида связана с его особыми ядерно-физическими свойствами. Короткий период полураспада (17 ч) делает его безопасным для пациентов, персонала и окружающей среды. Высокая максимальная энергия спектра β-излучения (2,11 MэВ) позволяет достичь значительных поглощенных доз в патологических очагах. Большой пробег β-частиц обеспечивает среднюю глубину их проникновения на 3,1 мм (максимально до 10,4 мм), благодаря чему они могут достигать опухолевых клеток, расположенных в нескольких миллиметрах от зоны фиксации радионуклида. Наличие гамма-излучения с энергией 155 кэВ (что близко к энергии гамма-излучения 99mTc) позволяет получать изображение распределения 188Re с помощью гамма-камеры. Период полураспада материнского радионуклида 188W, равный 69,4 сут, позволяет использовать один и тот же генератор 188Re несколько месяцев. Возможность размещения на базе профильных учреждений генераторов 188W/188Re позволяет приготавливать необходимые радиофармпрепараты непосредственно в клинике по мере надобности. Препараты на основе 188Re используются в радионуклидной терапии при метастазах в кости, гепатоцеллюлярной карциноме и метастатическом поражении печени, при опухолях кожи, для лечения келоидных поражений. Создаются новые радиотаргетные агенты с 188Re на основе ПСМА-лигандов, пептиднорецепторные соединения, радиоактивные липосомы и другие препараты.
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА 
Представлены результаты анализа состояния службы лучевой диагностики Минздрава РФ за 2010–2016 гг. в отношении кадрового и материально-технического обеспечения медицинских организаций государственного и муниципального сектора здравоохранения. Изучены данные о количественном составе и укомплектованности врачами-рентгенологами, радиологами, врачами ультразвуковой диагностики и рентгенолаборантами по материалам Минздрава РФ за 2010–2016 гг. Показано, что численность специалистов в области лучевой диагностики постоянно, хотя и относительно медленно, растет, при этом сохраняется высокий коэффициент совместительства. Увеличивается число аппаратов для лучевой диагностики, возрастает количество проведенных исследований, причем эти тенденции наиболее выражены в ультразвуковой диагностике, рентгеновской компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии. Вместе с тем, не происходит качественного улучшения диагностического процесса, что отражается в низком уровне использования технологий контрастирования при КТ и МРТ, в низкой доле специальных томографических исследований, в том числе сердечно-сосудистой системы методом КТ и области живота методом МРТ. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости совершенствования кадровой политики в области лучевой диагностикой.
Согласно традиционному алгоритму в предоперационное обследование больных центральным раком легкого (ЦРЛ) входит КТ‑ангиография грудной клетки. Использование кардиосихронизации позволяет получать дополнительную информацию о состоянии коронарных артерий (КА). Оценка атеросклеротического поражения КА при помощи КТ‑ангиографии с кардиосинхронизацией положительно влияет на тактику лечения больных ЦРЛ.
Цель: Оценить возможности применения современных ультразвуковых технологий (эластографии, эластометрии, скорости сдвиговой волны) в оценке эффективности лучевой терапии у больных раком шейки матки.
Материал и методы: Для реализации поставленной цели проанализированы результаты обследования 96 пациенток с диагнозом рака шейки матки после проведенной лучевой терапии. В качестве основного метода диагностики использовано ультразвуковое исследование с применением современных ультразвуковых технологий.
Результаты: При прогрессировании рака шейки матки на сроке 6 мес и более от окончания лечения статистически значимым (р < 0,05) признаком установлен V эластотип. При количественной эластографии для прогрессирования заболевания через 1 год после лечения характерно повышение коэффициента жесткости (КЖ) в два раза по сравнению с неизменной шейкой матки, и его среднее значение составило 2,1±0,1. Для полного лечебного эффекта через 1 год характерны IV эластотип при эластографии и КЖ 1,1±0,1. Для метастатически измененных лимфатических узлов скорость сдвиговой волны составила 2,9±0,2 м/с, для гиперплазированных лимфатических узлов – 1,3±0,1 м/с.
ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ РАДИОЛОГИЯ 
Цель: Определить возможность проведения рентгенохирургической коррекции послеоперационных неопухолевых стриктур мочевых путей при оперативном лечении рака предстательной железы и мочевого пузыря.
Материал и методы: Ретроспективному анализу подвергнуты результаты рентгенохирургического лечения 10 пациентов с неопухолевыми локальными нетравматическими стриктурами мочевых путей. В 6 случаях у пациентов были выявлены стриктуры цистоуретроанастомозов, в 3 случаях – стриктуры устьев мочеточника после параостиальной трансуретральной резекции мочевого пузыря, в одном – стриктура илеоуретерального анастомоза после ортотопической илеоцистопластики. Всем больным было выполнено рентгенохирургическое вмешательство – баллонная дилатация стриктур антеградным или ретроградным доступом. Целевым критерием было исчезновение талии баллона диаметром 8 мм при давлении от 3 до 12 атм с экспозицией 5 мин. Вмешательство завершали каркасным дренированием зоны анастомоза.
Результаты: Осложнений, связанных с техникой вмешательства, мы не наблюдали. Непосредственный успех был достигнут у всех 10 пациентов. У 3 пациентов со стриктурой цистоуретрального анастомоза и 1 пациента со стриктурой устья мочеточника в срок от 1 года до 3 лет возник рецидив стриктуры, потребовавший повторного рентгенохирургического вмешательства. Максимальный срок безрецидивного наблюдения составил 5,5 лет.
Заключение: Баллонная дилатация послеоперационных стриктур мочевых путей является методом выбора в этапном лечении пациентов с раком мочевого пузыря или предстательной железы, прежде всего с позиции ее безопасности для пациента и возможности проведения повторного вмешательства при рецидиве стриктуры.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОЛОГИЯ 
Изучены фармакокинетические свойства нового радиофармпрепарата на основе термочувствительного сополимера и самария-153 («КАРП-ХеМ,153Sm» – Коллапсирующий Аквараствор Полимера, Хелатно Меченый Самарием-153) для локальной радионуклидной терапии сoлидных опухолей. Изучение биораспределения проводилось на мышах F1 и С57Bl/6 с имплантированными подкожно саркомой S37 и меланомой В16, соответственно, при внутриопухолевом введении препарата. Кроме того, представлены биологические исследования местнораздражающего действия, острой и субхронической токсичности модельного нерадиоактивного аналога «КАРП-ХеМ,152Sm». Показано, что наибольшая активность отмечается в опухолевой ткани (т.е. в месте введения препарата). Через 7 сут после инъекции уровень активности в ткани саркомы S37 составил 57,2 % от введенной дозы, а в ткани меланомы В16–42,2 % от введенной дозы. При этом удержание меченого препарата опухолевой тканью саркомы S37 выше, чем тканью меланомы В16, особенно в поздние сроки исследования. Показано также, что модельный препарат при подкожном введении не приводит к развитию выраженных местных патологических реакций; по степени опасности острого и хронического токсического действия является малотоксичным веществом. На основании полученных данных также можно сделать заключение о безопасности полимерного носителя изотопа самария на основе поли-N-изопропилакриламида. Полученные результаты подтверждают возможность использования данного радиофармпрепарата для локальной радионуклидной терапии опухолей.
Повышение эффективности лучевых методов лечения злокачественных новообразований является важной задачей современного здравоохранения. Одним из возможных путей достижения этого может быть использование бинарных методов лучевой терапии. В данном обзоре рассматривается технология фотонно-захватной терапии (ФЗТ), как один из методов бинарной лучевой терапии. Описываются принципы и физические основы ФЗТ, а также приводятся результаты экспериментальных исследований, показывающие противоопухолевую эффективность ФЗТ и подтверждающие ее перспективность в лечении злокачественных опухолей.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
Цель: Представить редкое клиническое наблюдение MALT-лимфомы с поражением лёгких, плевры, внутригрудных лимфатических узлов.
Заключение: Показано, что отсутствие специфических жалоб и характерных рентгенологических признаков при MALT-лимфоме лёгкого, не позволяют однозначно определить вид патологии, а также что окончательный диагноз следует установливать лишь после морфологического и иммуногистологического исследования.
ISSN 2713-167X (Online)