ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 
Основным методом лечения больных периваскулярными эпителиодно-клеточными опухолями (ПЭКомами) — редкими мезенхимальными опухолями — является хирургическое удаление опухоли, а дистанционная лучевая терапия исторически считается малоэффективной. Однако отдельные случаи, описанные в зарубежной литературе, а также опыт авторов данной статьи в виде приведённого в ней клинического примера, показывают возможность достижения определённого противоопухолевого эффекта за счёт использования агрессивных подходов в лучевой терапии. Перспективным выглядит применение вариаций стереотаксической радиотерапии с высокими разовыми и суммарными очаговыми дозами в качестве неоадъювантного и самостоятельного лечения.
ЯДЕРНАЯ МЕДИЦИНА 
Введение: Гистиоцитоз — неоднородная группа редких заболеваний неясной этиологии, в основе которых лежит пролиферация клеток, принадлежащих к системе фагоцитирующих мононуклеаров и дендритических клеток. Лангергансоклеточный гистиоцитоз (ЛКГ) является самым распространённым вариантом из всех гистиоцитозов и относится к потенциально смертельным заболеваниям, в исходе которого имеет большое значение ранняя постановка диагноза. На данный момент роль ядерной медицины в диагностике ЛКГ не определена. В лаборатории радиоизотопной диагностики НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина накоплен многолетний опыт наблюдения детей с ЛКГ.
Цель: Провести ретроспективный и проспективный анализ результатов остеосцинтиграфии у пер- вичных пациентов детского возраста с ЛКГ и рассчитать диагностическую эффективность остеосцинтиграфии.
Материал и методы: Проанализированы результаты исследований 60 первичных пациентов с верифицированным диагнозом ЛКГ с 2014 г. по 2019 г. Сканирование на томографе Symbia E, T2 (Siemens, Германия) проводили в режиме «всё тело» с остеотропным РФП 99mТс-технефором через 3 ч после в/в введения. Средний возраст пациентов составил 5,6 лет.
Результаты: У 60 пациентов при остеосцинтиграфии было визуализировано 88 очагов в костях с па- тологическим уровнем накопления РФП. Из них: 84 с повышенным уровнем аккумуляции (>120 %); 3 с незначительно повышенным (100–120 %) и 1 с пониженным (<100 %) уровнем. Средний уровень накопления РФП в патологическом очаге составил 268 %. Максимальный – 1422 % у пациента с субтотальным поражением бедренной кости. Минимальный — 60 % у пациента с крупным литическим очагом в орбите. При рентгенографии зафиксировано 97 очагов остеолитической деструкции. У трех пациентов с полиоссальной формой поражения при остеосцинтиграфии обнаружены дополнительные очаги поражения, в дальнейшем подтверждённые рентгенологически. При остеосцинтиграфии были не распознаны 8 патологических очагов у 8 пациентов.
Выводы: Показатели диагностической эффективности ОСГ в выявлении очагов остеодеструкции у первичных пациентов с ЛКГ составляют: чувствительность — 91,6 %, специфичность — 50,0 %, от- рицательная прогностическая ценность — 11,1 %, положительная прогностическая ценность — 98,9 %.
Проведена функциональная оптимизация состава радиофармацевтических пар на основе простат-специфического мембранного антигена (PSMA) для радионуклидной тераностики кастрационно-резистентного рака предстательной железы. Проведен анализ радиационно-физических и дозиметрических характеристик 9 радионуклидов для диагностических компонент тераностических пар и 6 радионуклидов для терапевтических компонент. Показано, что оптимальными для диагностики и контроля эффективности лечения следует считать позитронно‑излучающие радионуклиды 18F и 68Ga, а для радионуклидной терапии — бета‑излучающий радионуклид 177Lu и альфа-бета‑излучающий радионуклид 225Ac. Рассчитаны значения общего и органного радиационного риска возникновения вторичных радиационно-индуцированных раков у больных, прошедших по нескольку курсов радионуклидной терапии. Показано, что для 2 тераностических пар на основе 177Lu‑PSMA радиационный риск выше существенного, тогда как для 2 тераностических пар на основе 225Ac риск укладывается в диапазон существенного уровня. Рассчитанные радиологические критерии выписки больных после курса тераностики из подразделений ядерной медицины показывают принципиальную возможность выполнения лечения в амбулаторном режиме при использовании любой из 4 рассмотренных тераностических пар.
ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ РАДИОЛОГИЯ 
Ятрогенные интраоперационные травмы мочеточников являются редкими осложнениями в медицинской практике, которые могут представлять серьезную угрозу для жизни пациента. В настоящее время нет стандартизированных подходов к лечению данного состояния, что и предопределило цель нашего исследования: оценить возможности интервенционных радиологических технологий для восстановления целостности и проходимости мочеточников при их ятрогенном повреждении. В данной работе приведен опыт нашей клиники по нестандартному миниинвазивному лечению пациентов с применением методики «Рандеву», что позволило восстановить целостность верхних мочевых путей и естественный пассаж мочи без повторного хирургического вмешательства.
КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ 
Введение: Рак пищевода (РП) представляет собой злокачественное заболевание с низкими показателями выживаемости и ограниченными возможностями лечения на поздних стадиях. Эпидемиологическая ситуация в развитых странах имеет тенденцию к улучшению. Однако в большинстве государств, в том числе и в Российской Федерации, ситуация остается в критическом состоянии.
Эпидемиология РП: РП является одним из самых агрессивных злокачественных новообразований. По данным Международного агентства по исследованию рака (МАИР, International Agency for Research on Cancer), в 2018 г. в мире было зарегистрировано 572 тыс. новых случаев РП (3,2 % от общего числа злокачественных новообразований (ЗНО)). В 2018 г. в мире зарегистрировано 508,6 тыс. смертей от РП (5,3 % от общего числа смертей от онкологических заболеваний, 6 ранговое место) [1].
Факторы риска РП: Несомненную роль в этиологии плоскоклеточного РП играют следующие фак- торы:
1. Диета (нитриты, употребление горячей пищи и напитков, недостаточное потребление с пи-
щей витаминов и микроэлементов).
2. Курение табака и употребление алкоголя являются независимыми факторами риска, однако
в сочетании с другими увеличивают риск возникновения заболевания.
3. Ахалазия кардии.
4. Ожоги пищевода.
5. Аутосомно-доминантные заболевания, характеризующимся гиперкератозом ладоней и стоп.
Риск развития РП достигает 37 % [2].
6. Вирус папилломы человека 16 и 18 типов вызывает риск развития РП у 37 % пациентов.
Методы диагностики: Традиционными и общепринятыми методами диагностики РП являют- ся: эзофагогастродуоденосокпия (ЭГДС) с биопсией, эндоскопическое ультразвуковое исследование (ЭУЗИ) с пункционной биопсией лимфатических узлов средостения, компьютерная томография (КТ) органов грудной клетки и брюшной полости (в том числе с внутривенным контрастированием), маг- нитно-резонансная томография (МРТ) грудной полости (в том числе с внутривенным контрастирова- нием), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) с 18F-фтордезоксиглюкозой всего тела (в том числе совмещенная с КТ).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 
Клиническое наблюдение рецидива адренокортикального рака после адреналэктомии и последующего комбинированного лечения.
Мужчина 46 лет, с объемным гормонально-неактивным новообразованием левого надпочечника. С учетом местнораспространенного опухолевого процесса по данным методов лучевой диагностики пациенту выполнена радикальная адреналэктомия. По данным КТ через 5 лет после хирургического лечения выявлен местный рецидив. По результатам последующей ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ отдаленных метастазов выявлено не было. После окончания комплексной терапии и периода наблюдения при контрольной ПЭТ/КТ диагностирован диссеминированный процесс.
Данное клиническое наблюдение демонстрирует возможности ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ в определении при- знаков злокачественности объемных новообразований надпочечников, подтверждает ценность ПЭТ/КТ в случаях рестадирования адренокортикального рака, при подозрениях на рецидив заболевания и в диагностике метастатического поражения.
Цель: Оценка возможностей комплекса мультипараметрического УЗИ и МРТ с внутривенным контрастированием в выявлении и характеристике атипичной гепатоцеллюлярной карциномы на примере клинического случая пациента среднего возраста без цирроза печени.
Материал и методы: Комплексное изучение материалов истории болезни, амбулаторной карты, результатов клинических, лабораторных, инструментальных и морфологических методов исследований пациента с независимым ретроспективным анализом гистологического препарата очагового образования печени.
Результаты: Представлены материалы наблюдения и диагностического поиска у пациента 48 лет с гепатоцеллюлярной карциномой без наличия признаков цирроза печени. Постановка диагноза по- требовала 1,5 мес обследования в стационаре гастроэнтерологического профиля, неоднократного пересмотра гистологического препарата врачами-морфологами. Дебютировало заболевание со слабости после физической нагрузки, что было отмечено при плановом мультипараметрическом УЗИ органов брюшной полости и почек. В ходе исследования визуализировались множественные очаговые образования с неровными нечеткими контурами, неоднородной структуры. При проведении 2D-SWE в проекции очага жесткость паренхимы 108,29 кПа. Дальнейшая тактика заключалась в госпитализации с лабораторным обследованием и проведением МРТ органов брюшной полости с внутривенным контрастным усилением. Учитывая результаты инструментального исследования, пациенту было назначено проведение пункционной аспирационной биопсии очагового образования печени под ультра- звуковым контролем с последующей морфологической верификацией.
Заключение: Представленное клиническое наблюдение демонстрирует необходимость использования комплексного подхода при выборе методов инструментальной визуализации в диагностике атипичной гепатоцеллюлярной карциномы.
БИБЛИОГРАФИЯ 
ISSN 2713-167X (Online)